Джемс Владимирович Ахмеди

До 1947 года ученицы 57-й школы считали, что физкультура – ненастоящий урок: на дом не задают, в четверти все равно будет пять или четыре. В некоторых классах занятия проводились не в зале, а прямо за партами. Такие занятия нравились ученицам, а когда стало известно, что в школу пришел новый преподаватель физкультуры – это был Джемс Владимирович Ахмеди – девочки заволновались. А что если начнутся настоящие занятия – в зале?

Перед входом в спортивный зал староста кое-как расставила девочек по росту, приоткрыла дверь в зал и спросила: « Можно?» Когда класс выстроился вдоль стены в одну линейку, она робко продолжила: «Седьмой «Б» класс явился на урок физкультуры.» Но преподаватель увидел, что вести обычный урок бессмысленно: девочки пришли в зал в туфлях, ботинках, совсем неготовые к свободным, легким гимнастическим движениям. Надо было что-то предпринять, как-то заинтересовать детей и заставить их полюбить спорт.

Учитель быстро выдвинул на середину зала брусья, коня, подтянул маты к кольцам:« Я хочу показать вам то, чему может научиться каждая из вас» От простых упражнений Джемс Владимирович перешел к сложным, требовавшим виртуозной техники. Девочки притихли. Спортсмен видел, что им уже не просто нравится все это, а захотелось самим так же ловко и непринужденно раскачиваться на кольцах, взлетая под самый потолок, и застывать в красивой стойке на брусьях.

Прошло несколько месяцев, и в школе изменилось отношение к физкультуре: теперь девочки стали приходить на занятия в спортивной форме, подтянутые. Впервые пока еще немногочисленные спортивные секции приступили к работе. Преподаватель видел, что растет число физкультурниц-активисток.

Не только члены спортивных секций, а все ученицы, вся школа убеждались в том, что спорт – интересное, полезное дело. Зал уже никогда не пустовал. Баскетболисток сменяли гимнастки, легкоатлеты. Спорт помогал учебе: если ты в секции, нельзя учиться плохо – это закон школы.

. .

Незаметно пришла к школе спортивная слава. И потому, что ее создавали все – и физорги классов, и капитаны сборных команд – она стала общей, дорогой для всех.

 

Д. Ахмеди, учитель физкультуры школы № 57

Урок здоровья (разговор в учительской)

На перемене ко мне робко подходят два девятиклассника. Посоветоваться. Тот, что выступает защитником другого, рассказывает одну из запутанных и нелогичных историй, которые случаются с подростками. Двойка по истории, строгие родители, боязнь новых неудач и как результат всего: «В школу не ходил, историю учил в метро…» Педсовет предложил прогульщику вернуться в прежнюю школу, без математического уклона.

- А он математик , очень хороший математик! С ним такое впервые, - просит за Борю товарищ. – И с классом подружился…

К моему предмету все это не имеет никакого отношения. Но давний мой принцип – не говорить даже самому себе: «Я только веду уроки физкультуры. » Я учитель. И, стало быть, педагогическая миссия возложена на меня во всей полноте. Значит, надо думать вместе с доверившимися мне ребятами, как выправить положение, как Борису сдать зачет учителю истории, как убедить завуча назначить испытательный срок.

С годами, а работаю учителем физкультуры более тридцати лет, приходит сознание значимости моего дела.

.

Здоровье ребят – то, без чего не может быть полноценной учебы, а позже и работы. Технический прогресс ставит перед нами нелегкие задачи. С одной стороны, нынешние школьники подвержены умственному и нервному напряжению, а с другой – гиподинамия, нехватка движения, физических усилий. Есть из-за чего бить тревогу: немало учащихся ходят в очках, резко помолодели такие серьезные болезни, как гипертония, холецистит. В каждой школе появились не по годам грузные дети с нарушением обмена веществ. Уверен: в разрешении этого противоречия огромная роль принадлежит массовой физической культуре, а приобщает к ней человека школа.

По этому огорчаюсь, когда сталкиваюсь с коллегами, чье рабочее мироощущение выражается фразой: «Я всего-навсего учитель физкультуры» - вроде бы педагог менее нужный, чем остальные.

.

Как методист районного отдела народного образования я все доискивался: откуда такое отношение к важнейшему предмету? Думаю, все зависит от микроклимата в коллективе, определяет который в первую очередь администрация школы. Ведь это с ее ведома уроки физкультуры иной раз заменяют «более важными» - литературой или математикой, а сплошь и рядом – сдваивают.

.

Трудно представить, чтобы сегодня физик или историк вели занятия без наглядных пособий, предметные кабинеты пополняются год от года. А вот на оборудование спортивного зала или площадки администрация подчас не дает денег, даже тех, что школа выручает за аренду спортивных помещений. И еще деталь: на химическую олимпиаду, литературный вечер классные руководители, как правило, заглядывают. «Поболеть» же за баскетбольную команду своего класса забывают. Отсюда тоже падение престижа, авторитета нашего предмета.

.

К сожалению, недооценивается и нравственная сила урока физкультуры. Воля, подтянутость, умение подчиняться разумной дисциплине, оптимистическое отношение к жизни – все эти качества укрепляет и развивает хорошо поставленное физическое воспитание. Но, подчеркиваю, именно хорошо, профессионально, крепко организованное.

последнее время появилась у нас, педагогов, тенденция ко всяческим послаблениям. Кое-кто из учителей физкультуры боится пуще всего на свете травм и опускают многие программные упражнения. Снаряды – конь, бревно – стоят за ненадобностью по углам. Зачастую педагоги идут на поводу у сердобольных родителей, которые стремятся оградить свое чадо от всего, что хоть немного трудно. Не отсюда ли возникают пресловутые «ножницы» в физической подготовке между школой и вузом, школой и армией, когда иным нашим юношам недостает выносливости, закалки, мужества?

.

Особо сложный вопрос – как быть с детьми ослабленными? К нам в школу со специальной биологической и математической подготовкой в старшие классы приходят ребята со всех концов Москвы. О каждом третьем родители заявляют, что заниматься физкультурой с полной нагрузкой их ребенок не может. Что с такими детьми делать? Посадить в зале зрителями? Создать особые «инвалидные» группы? Иду по третьему пути. Предлагаю приходить в зал до уроков или после занятий – постепенно самостоятельно осваивать упражнения. При этом, конечно, помогаю ребятам. Чаще всего освобожденные дети оказываются просто нетренированными, отставшими в физическом развитии и навыках от сверстников еще в первые школьные годы. К концу десятого класса они у нас обычно догоняют друзей и сдают нормы ГТО, как и все.

.

Есть педагоги, которые кичатся тем, что вовремя заметили будущую спортивную звезду. Я тоже веду счет мастерам спорта, из нашей школы их вышло больше ста. Но предмет моей самой большой гордости не члены сборных команд СССР по баскетболу и волейболу - сестры Бубчиковы, а слабенький мальчик, который пристрастился к школьному баскетболу и регулярно ходит на тренировку. Или девочка, которая была болезненной, неловкой, а теперь растет сильной, здоровой и на уроки физкультуры спешит с явной радостью.

.

Спорт – всегда новый рубеж преодоления трудностей, всегда счастье победы, прежде всего над собой. Поэтому хочется спорить с организаторами районных школьных соревнований, которые зачастую превращаются в унылые, скучные мероприятия, не дают ребятам нравственных, эмоциональных высот, а преподавателей ориентируют на заниженность требований.

И коли я уж вышел за приделы внутришкольных проблем, скажу подробнее, в чем мы, преподаватели физкультуры, ждем помощи от широкой общественности. Большой спорт в нашей стране – всеобщий любимец. Но возьмем массовые спортивные газеты и журналы. В них подчас и строчки не найдешь о школьных спортивных буднях. А ведь все истоки будущих успехов – здесь.

.

Далее. Промышленность наша забывает выпускать в нужном количестве для ребят самые простые волейбольные, баскетбольные и футбольные мячи, а главное – снаряды с большой пропускной способностью, тренажеры, комбинированные приспособления, особенно для младшего и среднего школьного возраста. Нет интересных вымпелов и кубков для награждения победителей соревнований, нет физкультурной оргтехники, плакатов и таблиц с нормами ГТО, удобных личных разрядных книжек для зачетов по этим нормам.

.

Но, пожалуй, самый серьезный вопрос – подготовка педагогов для школы. Почти тридцать лет руковожу практикой студентов института физкультуры. Скажу прямо: их не готовят к работе в школе. Это – будущие тренеры с узкой специализацией, не знающие ни конкретных методик, ни возрастной психологии. Из неудавшихся тренеров позже появятся учителя, не любящие свое дело… Факультеты физического воспитания в педагогических вузах редки и вроде бы случайны. А ведь на эту специальность надо отбирать людей особенно тщательно. Учитель физкультуры близок ребятам, его не отделяет от учеников даже небольшое расстояние между партой и столом – они рядом. Он общается с воспитанниками в походах, на соревнованиях, выездах – словом, в непринужденной обстановке.

Как много надо, чтобы нынешние развитые, умные ребята признали авторитет такого преподавателя! Эрудиция, находчивость, артистичность – минимум. Как и всякий педагог, учитель физкультуры должен быть личностью интересной, богатой. Весь жизненный опыт включается в работу. Мне, к примеру, помогают и былые спортивные достижения, и знание иностранных языков, и даже то, что в молодости занимался в театральной студии. А как многого еще не хватает!

Видимо, следует продуманно, умно расширять и укреплять факультеты физвоспитания в педагогических вузах. Партия ставит реальной целью формирование всесторонне развитого, гармоничного человека. В арсенале средств, приближающих эту цель, - и обычный школьный урок физкультуры.

.