Как работают школы Московской губернии

БИБЛИОТЕКА «ВЕСТНИКА ПРОСВЕЩЕНИЯ»

Как работают школы Московской губернии

Сборник под редакцией Научно-Методической Секции Совца МОНО

НОВАЯ МОСКВА 1925

ОГЛАВЛЕНИЕ.

М.. Орлов . Школа и трудовое население .......................................................3

Н. Шульман. Чему мы учим в наших школах....................................................8

В. Сироткин. Как работают школы Московской губ.

I . Работа школ 1-й ступени ..............................................................................12

П. Работа школ 1-й ступени ..............................................................................52

III . Руководство школьной работой ...............................................................66

Ю. Гурвиц. К преобразованию школ П-й ступени ........................................89

Цифровая сводка по школам Московской губ. на 1 января 1925 г. ....... 95

Одна из статей из этого сборника

ЧЕМУ МЫ УЧИМ В НАШИХ ШКОЛАХ.

В наших школах мы учим детей, прежде всего, работать по- новому.

Работать по-новому — значит работать добровольно, охотно, с полным сознанием смысла и цели своей работы.

Работать по-новому — значит работать коллективно, дружно, согласованно со всеми товарищами по работе, стремясь к общей цели.

Работать по-новому — значит работать с планом, с расчетом, предварительно взвесив все силы и средства.

Что же мы делаем для достижения этой цели?

Для этой цели мы стараемся с первых же дней вступления ребят в школу организовать их в маленькие трудовые общины.

Всякая работа, предпринимаемая школой, — наведение чистоты, приведение в порядок школьного двора и здания, устройство экскурсий, организация помощи отстающим детям, участие в общественных кампаниях и праздниках является коллективным делом самих детей.

Дети, сообща ставят себе задачу, обдумывают средства и план действий, распределяют между собой обязанности и отчитываются публично пред всем своим коллективом в выполненной работе.

Таким образом, начиная с маленьких задач в пределах своей группы и школы и постепенно переходя к более широким и сложным задачам участия в окружающей трудовой и общественной жизни, дети проходят школу подготовки к будущей роли строителя нового общества.

В наших школах мы стараемся учить детей мыслить по-новому.

Мыслить по-новому — значит мыслить свободно, без предвзятостей, трезво и ясно смотреть правде в глаза.

Мыслить по-новому — значит мыслить научно, без предрассудков, строго взвешивая и проверяя каждый факт.

Мыслить по-новому — значит мыслить реально, по-деловому, не витая в облаках пустых мечтаний, а стоя обеими ногами прочно на земле, все видеть, все учитывать, все использовать для ясно поставленной цели.

Мыслить по-новому — значит мыслить коллективно, честно сознаваясь в своих ошибках и признавая за каждым правду его слов.

Что мы делаем для этой цели?

Для этой цели мы с первых шагов ребят в школе приучаем их, прежде всего, внимательно и зорко смотреть вокруг себя и ясно видеть все происходящее кругом.

Мы ходим с ребятами в поле, в лес, огород, в крестьянский двор, мастерскую, на фабрику для того, чтобы научить их ясно, отчетливо видеть, осознать и понять все: и явления и силы природы, и трудовую деятельность людей, и их общественные отношения. Мы приучаем детей замечать самые обыденные явления природы и жизни.

Многим это может показаться излишним. Кто, мол, не умеет смотреть? Разве этому нужно учиться?

Да, нужно серьезно и долго учиться. Ибо самое трудное — это постоянно видеть и различать то, что повторяется изо дня в день, что примелькалось глазам.

Мы все быстро и легко замечаем какую-нибудь диковинку, а часто проходим мимо серьезнейших фактов, имеющих большое значение в нашей жизни, если они стали для нас старыми и при вычными.

Все накопленное детьми — все виденное и собранное ими коллективно проверяется, сравнивается, обдумывается и таким образом постепенно, кирпич за кирпичом, складывается реальное, научное мировоззрение детей.

В наших школах мы приучаем детей чувствовать по-новому.

Чувствовать по-новому — значит испытывать радость коллективного труда и борьбы.

Чувствовать по-новому — значит ощущать себя неотъемлемой частицей всего трудового мира.

Чувствовать по-новому — значит испытывать ненависть к рабству, к эксплуатации и лицемерию старого классового общества.

Чувствовать по-новому — значит жаждать победы единого солидарного трудового человечества над слепой стихией и силами природы.

Что мы делаем для этой цели?

Для этой цели мы с первых шагов воспитания всячески стараемся приобщить наших детей ко всей нашей революционной жизни.

Через пионерские отряды, звенья наши дети включаются в цепь великой рабочей армии, проникаются ее горестями и радостями, одушевляются ее идеалами и надеждами, крепнут и зреют для грядущих боев и побед.

Некоторым кажется смешной детской игрой включение наших маленьких детей в члены МОПР'а, ОДВФ, Доброхима и т. д.

Да, это, пожалуй, игра, но не смешная, а чрезвычайно полезная.

Наши маленькие члены МОПР'а переживают свою связь с зарубежными борцами не менее глубоко и серьезно, чем многие из нас, взрослых.

Наши маленькие члены ОДВФ испытывают радость и восхищение перед мощью человеческого ума и творчества подчас гораздо больше, чем взрослые носители членских знаков в петлице.

В наших школах мы учим жить по-новому.Жить по-новому - значит, прежде всего, жить целесообразно: не по старым отжившим традициям, не потому, что так заведено, а потому, что так здорово, разумно и полезно для всего трудового общества.

Строить жизнь по-новому — значит строить ее так, чтоб не пропадало даром время, чтоб не тратились лишние силы, чтобы пробудить и сохранить все наши творческие силы и способности для борьбы и победы трудового человечества.

Что мы делаем для этой цели?

Для этой цели мы изучаем с нашими детьми их домашний быт, выясняем все его недостатки: общественный вред нечистоплотности, неаккуратности, небрежности; нецелесообразность индивидуального домашнего хозяйства, ведущего к закрепощению целой половины человеческого рода; выясняем пути и средства улучшения этого быта: организация домов-коммун, общественных столовых, общественных прачечных, детсадов, домов-яслей — всего того, что составляет сущность социалистического быта.

В наших школах мы учим детей также по-новому отдыхать. Уметь отдыхать также важно, как уметь работать. Беда наша не только в том, что мы плохо работаем, но и в том, что мы еще хуже отдыхаем. До сих пор еще многие сотни тысяч трудящихся проводят свои лучшие часы досуга в пьянстве, разгуле, ссорах, драках и т. п. Воспитанному старым царским правительством в невежестве и темноте, рабочему и крестьянину часто нечем заполнять часы отдыха, нечем развлекаться после тяжелого, однообразного и томительного труда. Отсюда жажда „сильных ощущений, потребность в опьянении, отравляющем и физические и духовные силы человека.

Для того чтобы мы могли в часы досуга действительно укреплять наши силы, освежать наши чувства и мысли, необходимо нам призвать на помощь искусство: музыку, гимнастику, драматическую игру, поэзию, живопись и т. п. Все это необходимо для нашего мозга и для всего нашего организме, как машинное масло для винтов и колес. Недаром программа Р.К.П. говорит о том, что „необходимо открыть и сделать доступными и для трудящихся все сокровища искусства.

Необходимо, чтоб подрастающие рабочие и крестьяне умели на отдыхе воспользоваться и музыкой, и поэзией, и картинной галереей, и театром и т. п. Это оздоровит нашу трудовую жизнь, украсит ее и наполнит светом и творчеством.

Для этой цели мы стараемся, где возможно, проводить в наших школах организованные игры с детьми, хоровое пение, рисование, лепку и т. п. Это для наших детей не роскошь, не безделье. Это нашим детям гораздо нужнее и необходимее, чем детям помещиков и капиталистов. Чем упорнее и тяжелее труд, тем организованнее и содержательнее должен быть быт.

Читатели спросят, наверное, а где обучение грамоте? Где чтение, письмо и счет?

Грамота в нашей школе пронизывает всю ее работу, проникает во все ее уголки. Без грамоты не может быть ни правильной работы, ни научного мышления, ни широкого чувствования и т.д. Но материал, на котором мы обучаем детей грамоте, в корне отличается от материала старой дореволюционной школы.

Старая школа служила как бы насосом для выкачивания из крестьянской и рабочей среды наиболее способных людей для услужения привилегированным классам. Крестьянин или рабочий обыкновенно посылали своего ребенка в школу для того, чтобы он мог „выбиться в люди, стать писарем, чиновником, словом, интеллигентом, который хоть несколько поднялся бы над своей серой трудовой средой и прилепился бы к привилегированным сословиям.

Наша новая советская трудовая школа имеет совершенно противоположное назначение. Не вырывать, не выкачивать детей из рабоче-крестьянской среды, а, наоборот, поглубже и получше ввинтить их в эту среду. Теперь наши дети идут в школу не для того, чтобы подняться над своей трудовой средой, а для того, чтобы поднять ее вместе с собой на более высокую ступень культуры.

Отсюда следует, что грамота, которой обучаются наши дети, должна быть тесно связана с их окружающей трудовой жизнью. Не заучивание молитв, патриотических гимнов, титулов высокопоставленных лиц, не заучивание разных сказок и легенд о подвигах царей, князей и генералов, а сознательное чтение, разбор и изложение всего того, что нужно знать рабочему и крестьянину, как для улучшения и строительства своей трудовой жизни, так и для борьбы со своими классовыми врагами.

Конечно, все изложенное тут осуществляется еще далеко несовершенно, еще очень много изъянов и недостатков в нашей новой школе. Следует помнить, что мы работаем в небывалых по трудности условиях. Наши дети пережили империалистическую войну, революцию, голод, холод, тиф и др. эпидемии. Наши школы необорудованы, наши учителя истощены и перегружены, еще нет хороших новых учебных пособий.

Тем не менее, мы должны признать, что школа наша становится на ноги, что, несмотря на все трудности и препятствия, мы имеем определенные достижения, растущие и крепнущие из года в год.

назад