Наталия Сац

Наталия Ильинична Сац 27 августа 1903 года в Иркутске, в семье виолончелиста и певицы. Ей предстояло прожить сложную, интересную и неповторимо яркую жизнь.

Ее отец, Илья Александрович, и мать, Анна Михайловна, были людьми очень незаурядными и фанатически преданными искусству. Илья Александрович - выдающийся виолончелист. Анна Михайловна - замечательная камерная певица, прекрасная музыкантша. Выйдя замуж за Илью Александровича, она отказалась отсвоей музыкальной карьеры и послеовала за мужем в Иркутск, куда он уехал почти внезапно, предупреждая собственный арест. В Сибирь Илья Александрович взял с собой лишь дневники и виолончель. Молодые не унывали, хотя и жили в двух комнатах на окраине Иркутска. Вскоре к их яркому музыкальному дуэту присоединились голоса дочурок - Наташи и Нины.

В их доме часто собиралсь весь свет театральной и музыкальной Москвы того времени. Именно в доме отца Наталия услышала игру самого Рахманинова. Она так потрясла и взволновала девочку, что та решила окончательно посвятить себя музыке. Наташа проводила за фортепьяно по 3-4 часа в день! Она играла настолько хорошо, что в шестилетнем возрасте была принята в частный институт Е.Н.Визлер. Пройдя труднейший экзамен по гаммам и сольфеджо, она осмелилась поспорить с начальницей, что инструмент настроен неправильно. Все присутствующие были поражены! Свой первый сольный концерт она давала уже несколько месяцев спустя. На концерте Наташа держалась как взрослая, не испугалась публики. Ее удивила реакция зала: почему все люди в зале смеются? Зачем смеяться над тем, что бант больше головы?

Еще одно запомнила Наташа, уже как завещание отца (он умер в 37 лет от сердечного приступа), которого она любила без меры: «В жизни будет много трудностей. Учись их преодолевать, а не хныкать! Учись бороться и побеждать!» Как часто она потом вспомнила эти слова, как они ей помогали!

Крымским летом 1912 года юная Наташа впервые близко познакомилась с Е.Б.Вахтанговым. Он много беседует с ней и ненавязчиво дает ей первые уроки сценического и режиссерского мастерства. Лето 1914 года запоминается Наталии тем, что она вместе с Вахтанговым готовит сценарий и постановку в честь юбиляра И.М.Москвина. Ее первая роль в этом импровизированном спектакле - горнист и держатель зонтика - встречена бурными аплодисментами. По возвращению в Москву Наташа впервые всерьез задумывается о театральной карьере. Она самозабвенно играет в молодежной студии им. А.С.Грибоедова. А в 1917 году успешно заканчивает музыкальный техникум им. А.Скрябина по классу фортепьяно.

Наталия всегда считала, что самое важное для человека, это иметь возможность реализоваться. В память отца она мечтает создать хотя бы маленький детский театр, обязательно музыкальный, с оркестром из музыкальных игрушек, которые так любил ее отец. Неожиданно эта, нелепая на первый взгляд идея. Наталия Сац находит поддержку у чиновников нового правительства. И весной 1918 года в Москве при Театрально-музыкальной секции Наркомпроса организуется Детский отдел, заведующей которого становится пятнадцатилетняя Наталия Сац, вчера еще Наташа, а сегодня Наталия Ильинична! Она с увлечением занимается подбором репертуара для детских концертов и утренников, из огромно библиотеки, собранной родителями, тщательно выбирает пьесы и музыкальные произведения, которые можно было бы использовать при постановке спектаклей.

Официальной датой рождения Детского Экспериментального Театра принято считать октябрь 1919 года. Сац была первым в России режисером-женщиной. Можно представить, в какое изумление она повергла всех деятелей искусства, особенно мужчин. Но пространства детского театра ей было мало, она с радостью окунулась в мир оперы.

Самым крупным успехом Н.И.Сац как режиссера следует, конечно, считать постановку оперы Дж. Верди «Фальстаф» в берлинском «Король-Театре», весной 1931 года и «Свадьбу Фигаро» Моцарта в аргентинском оперном «Театро-Колонн», осенью того же года. Постановки имели ошеломляющий успех. Ей всерьез предлагали оставить детский театр, она наотрез отказалась.

5 марта 1936 года «Государственный Детский Театр при Моссовете» был преобразован в «Центральный Детский театр» - крупнейший в России. Дети и театральные критики все более и более восхищены спектаклями, на сцене возродился жанр театральной сказки, все было прекрасно!

Но осенью 1937 года Наталию Ильиничну арестовали и поместили в Бутырскую тюрьму. За одну ночь, проведенную в одной камере с уголовниками, она совершенно поседела! Ей предъявили обвинение в измене родине, назвали политической шпионкой, женой врага народа. Объявили приговор: 5 лет лагерей. Она была в недоумении, отказалась признать себя виновной, подписать документы и написать письмо домой с просьбой прислать теплые вещи! Следователь счел ее ненормальной. Она только усмехнулась про себя. Было бы хорошо, если б она сошла с ума или хотя бы проснулась от этого кошмарного сна. Но сон длился целых шесть лет.

В лагерных бараках Наталия Ильинична нашла в себе силы не опуститься и жить. Прочитав огромное количество книг в тюремной библиотеке и всего Шекспира, она написала целый ряд театральноведческих работ, где углубленно, под мастерски-режисерским углом зрения рассматривались персонажи его драм и трагедий. Получился целый увесистый чемодан рукописей! Она собрала вокруг себя группу заключенных, с которыми сумела поставить небольшие концертные номера, а позже даже пьесу Островского «Бесприданница». Спектакль шел при переполненном зале раз 20, а слава Наталии Ильиничны как «артистки» и руководителя коллектива прошла по всему Сиблагу! В августе 1942 года она была выслана на Долгострой, в Рыблаг, но и там не потерялась, продолжала режиссерскую и лекторскую работу.

Затем Наталия Ильинична неустанными хлопотами матери была частично амнистирована и переведена на поселение в Переборы, неподалеку от Рыбинска. Там она жила в каком-то маленьком домике, в Москве ей жить не позволялось. Бывая в стоице лишь наездами, Наталия Ильинична не переставала писать ходатайства о том, чтобы ей позволили вернуться в Москву, заниматься своим профессиональным делом - детским театром. И она смогла вернуться в столицу, но очень ненадолго.

С 1943 года Сац, как и все деятели искусства, живет в Алма-Ате, в эвакуации. Но там она счастлива: с нею ее дочь Роксана и сын Адриан, которых она забрала из Москвы, там Наталия Ильинична вновь занимается театральной деятельностью. Там у нее рождается последний и самый любимый сын Илья. В мемуарах мимолетно сказано об его отце Дмитрии, талантливом скрипаче и музыканте, с которым Наталия Ильинична, отгорев чувствами и сердцем, вполне дружелюбно рассталась. Кстати, последние годы жизни Сац тоже были согреты теплом и связаны с человеком, ей духовно близким - В.С.Проворовым. Ему было безумно интересно с Наталией Ильиничной, которая, будучи пятидесятилетней дамой, не побоялась снова оказаться в рядах студентов и поступила на театроведческий факультет ГИТИСа. Она успешно его окончила, а с 1984 и сама там преподавала.

В 1956 году Сац возвращается в Москву. Она успешно руководит детским отделением Мосэстрады. Мысль о создании детского музыкального театра не оставляет ее ни на миг. И в 1956 году, 21 ноября этой мечте суждено было сбыться: в Москве открывается Центральный Детский Музыкальный Театр.

Наталия Ильинична вела очень активную полную красок жизнь, написала несколько книг о детском театре, но такое напряжение стоило ей очень дорого: несколько инсультов, спазмы сосудов головного мозга, угроза паралича и неподвижности. Но жить спокойно она не могла. С ней можно было строить песочные замки, лазить по горам, разыгрывать из одного прожитого дня целые спектакли: она была любимой и неповторимой, как волшебная фея.

Н.И.Сац умерла в 1993 году, еще успев увидеть, как взмывает в небо синяя птица счастья - скульптура, установленная на крыше здания нового театра.

назад