Рассказывает художник Соколов

Школа ?Эстетического воспитания?- так называлась эта школа, в которой до двух часов занимались общеобразовательными предметами, потом обедали, немного отдыхали, и начинались занятия другого характера: движения под музыку, ритмика, драматургия, рисование, лепка, творческий труд, танцы и пение. Дети ходили в хитонах, и на уроках это не казалось нелепым.

Школа была тесно связана с ?Первым в мире детским театром? и имела связь со многими деятелями искусств: писатель Огнев, зав. учебной частью Гозанов С.Г.(детский писатель), семья Сац: дочери Наталья и Нина Ильинична, а мать Анна Михайловна преподавала музыку и пение, видный архитектор ?дядя Жорж? (забыл фамилию); живопись вел Щербинивский (педагог Строгановского училища).

Маяковский с большим интересом смотрел ?Мистерию Буфор? в исполнении детей. Он очень хвалил и был полностью удавлетворен постановкой, внешним и внутренним оформлением школы. Интересовался этой школой А.В. Луначарский. Автор этих строк был направлен в эту школу Луначарским, как интересную опытную школу. Была налажена крепкая связь и с районо. Педагоги по общеобразовательным предметам делились своим опытом, делали доклады, частные выставки, вели беседы о связи школы с искусством.

Уголок живой природы вела Карпинская, нулевую группу вела Пиррота. Они были известны по всему педагогическому миру.

Какая была основная и главная идея работы школы? Творчество: приучить детей подходить ко всему творчески. Весь учебный материал отображался в творчестве детей. Все предметы школьного обихода, помещения, классы, залы, посуда, тетради детей, диаграммы, схемы, плакаты по общеобразовательным предметам - все проходило или через изобразительное искусство, или через музыку, танец, драматургию. Например, в первых классах проходили что-то про осень. Класс был украшен на эту тему, в музыке слушали осенние мотивы, ехали на катере на экскурсию и там рисовали осенние этюды, в зале появилось панно на тему сбора урожая. Все: физика, химия, даже математика, и пр. пр. - все проходило через творческое вдохновенное воплощение.

Все через творчество: случайно нашли разбитый катер - его отремонтировали и художественно оформили, - и все сами: дети и по рисункам детей. Или летом уезжают все на дачу в лагеря, там находят полуразрушенное помещение и из него создают сказочный замок. И там проводят интересные игры и представления и, в результате, выпускается книга о том, как провели лето.

Школа была очень популярна: там учились дети Сталина, Куйбышева, Семашко, Фрунзе, Литвинова, Лазо и многих других видных общественных деятелей. А когда школу стали упрекать в том, что она не охватывает детей рабочих, началась борьба и начались поиски новой школы большой, для всех доступной. В полном смысле отвоевали помещение у военного ведомства.

Непобедимый Буденный, который тогда председательствовал в комиссии, сказал: ?Сдаюсь!?- и школа стала хозяином грандиозного по размерам помещения по сравнению с ранее бывшим маленьким особнячком на Зубовском бульваре. Сразу в школу влились дети детдомов, детям рабочих были представлены некоторые льготы при приеме в школу. Творческие традиции не кончились, а наоборот, расширились, и особенный упор был взят на труд: появились станки с моторными двигатели. Но труд, опять-таки проходил через творческие поиски. Например, выдумывалась мебель и вещи по рисункам детей и по этим чертежам и рисункам работали в мастерских. Какие дивные были сделаны детскими руками кувшины, тарелки, чашки, блюдца, вазы. Расписаны целые сервизы оригинальнейшей формы и росписи на самые разнообразные темы. Взрослые не вмешивались в эту трудовую творческую работу, и поэтому все имело самобытный характер. Но все делалось не во имя эстетизма, а во имя приобретения навыков в рисовании, черчении и преодолении сопротивления материало.

Я не могу писать о методике преподавания по другим предметам, т.к. я преподавал изобразительное искусство, т.е. не только живопись, но и лепку, немного архитектуру, аппликацию и умение видеть и читать художественные произведения. Не скучные гипсы, геометрические фигуры приходилось мне, как учителю рисования, долбить с детьми, а по научно проработанным этапам развития детского творчества давать задания, соответствующие данному возрасту, данному индивидууму и данному развитию. Например, перспектива изучалась в пятых и шестых классах, макет - в третьих, и т.д. Конечно, я не могу сказать о программе работы по ИЗО, но скуки на уроках никогда не было, потому что навыки и умения приходили из творческих процессов, а творчество не угасало, потому что школа знала, кому и когда какое задание можно дать. Потому каждый маленький творец знал, что он задание выполнит. И оно не будет никем другим сделано, а только им самим.

назад